ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ ВОСТОЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ - Наукові конференції

Вас вітає Інтернет конференція!

Вітаємо на нашому сайті

Рік заснування видання - 2014

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ ВОСТОЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

03.07.2018 08:06

[Секція 1. Теорія та історія держави і права. Філософія права. Історія політичних і правових вчень]

Автор: Мухитдинова Ф.А., доктор юридических наук, доцент кафедры «Теории и истории государства и права» ТГЮУ


Первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, выступая на первом заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, изложил важнейшую концепцию демократизации и обновления общества, а также основные задачи реформирования и модернизации страны в 2005 году и долгосрочной перспективе. «Главная наша долгосрочная и стратегическая задача – твердо, неуклонно и последовательно вести страну по избранному нами пути демократического строительства и формирования гражданского общества, углубления рыночных реформ и укрепления демократических ценностей в сознании людей. ….  Под руководством Первого Президента нашей страны в международном масштабе праздновались юбилеи наших великих ученых и мыслителей, древних городов. Во главе с Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым последовательно продолжается работа по благоустройству мест упокоения великих мыслителей и ученых. Уделяется особое внимание восстановлению и сохранению нашего национального духовного наследия, развитию науки и образования. 

Тысячи уникальных рукописей - плоды разума наших великих предков - в области истории, литературы, искусства, этики, философии, медицины, математики, химии, астрономии, архитектуры, религии и других являются бесценным достоянием нашего народа. Как сказал Президент нашей страны, в мире мало народов, обладающих таким богатым наследием. 

Осуществляется эффективная работа по глубокому научному изучению уникального наследия нашего великого соотечественника Абу Исо Термези и его последователей, внесших огромный вклад в развитие исламской культуры. 

Мы счастливое поколение, счастливый народ, так как являемся наследниками таких выдающихся личностей, сказал Президент нашей страны. Своими благородными делами во имя роста благосостояния народа, процветания нашей страны мы должны быть достойными великих предков. Это требует от всех нас высокой ответственности. 

Большой вклад в развитие мировой культуры внесли народы Средней Азии. Среди выдающихся деятелей многовековой среднеазиатской культуры достойное место занимают такие ученые-просветители, как ал-Фергани, ал-Хорезми, ал-Фараби, Ибн Сина, Омар Хайям, Мирза Улугбек, Навои и др. Делит с ними эту славу и «Великий хорезмиец» - Абу Райхан Беруни, внесший неоценимую лепту в сокровищницу всего культурного наследия, несмотря на феодальный гнет и противодействие реакционного духовенства. 

Великие мыслители и прогрессивные педагоги выдвинули немало идей, критическое изучение которых способствуют развитию политика правовой  науки и обогащению истории государственности.

Исследование научного творчества Абу Райхана Беруни, по праву признанного историками мировой науки самым крупным умом своего времени, свидетельствует о том, что его взгляды составляли в свое время прочный фундамент научного образования и воспитания, основанный на достижениях прогрессивной мысли. Научное наследие Беруни в области астрономии, математики, геодезии, физики, философии, истории, минерологи было предметом всестороннего изучения многих советских и зарубежных ученых.

Систематическое исследование научного наследия Беруни, перевод его трудов на европейские языки и комментирование начинается со второй половины прошлого столетия. Признание гения Беруни во всем мире говорит о том, насколько велик его вклад в общечеловеческую науку и культуру. Его имя стоит в одном ряде с именами таких ученых, как Птолемей, Леонардо да Винчи, Коперник, Ломоносов и другие. Известный американский историк науки Дж. Сартон всю первую половину XI в. в истории мировой науки называет эпохой Беруни.

Рассмотрению различных аспектов научного наследия Беруни посвящены работы1. Так, председатель Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Дж.Хопкинса (США), профессор Фредерик Старр под впечатлением конференции недавно написал монографию "Исчезнувшая цивилизация", которая посвящена периоду развития цивилизации на территории Узбеки¬стана и сопредельных стран. Он отметил, что по научной значимости этот регион не уступает Индии, Китаю, Европе или Ближнему Востоку. А ученые-энциклопедисты, жившие на этой земле, были фактически мировыми гениями мысли. Благодаря их умам возрождение имело мес¬то именно в Центральной Азии. Огромные достижения этих ученых, исследователей, теологов, философов позволили всему миру в конечном итоге осознать значение этого региона в целом и особенно Узбекистана, для развития всего человечества. Этот факт говорит о многом. И это не единичный пример.

Исследование правовой культуры в настоящее время актуально как в теоретическом, так и в практическом плане. В теоретическом плане особенности нынешнего состояния правовой культуры общества предполагают комплексное исследование исторических, духовных, социально-политических и экономических предпосылок ее формирования, функционирования и развития для выявления их тенденций и закономерностей в эволюции государства и права, для оценки их с точки зрения преемственности в структуре реальной правовой культуры, в политических и экономических отношениях. При изучении правовой культуры необходимо учитывать многоаспектность этого сложного социального явления и его взаимосвязи с политической культурой - структурные составляющие, которых: правовая психология и правовая идеология, политика и политическое сознание, политическая система и культура – категории теории государства и права, философии, психологии, политологии, социологии. Очевидно, решение проблем правовой и политической культуры невозможно ограничить строгими рамками той или другой специальной дисциплины. Здесь приемлем и необходим комплексный подход, позволяющий использовать для решения проблем правовой и политической культуры в рамках теории государства и права, истории политических правовых учений достижения из указанных смежных областей. Таким образом, можно утверждать, что исследование правовой и политической культуры обусловлено потребностями развития юридических наук вообще, и, в частности, в рамках современных проблем теории государства и права, истории государства и права Узбекистана и Каракалпакстана, истории политических и правовых учений. 

Возьмем, к примеру, вопрос об “идеальном” государстве”. В древности его мысленно проектировали Конфуций в Китае и Платон в Греции. Поиски “идеального” государства идут через всю историю политических и правовых учений, развивались в политика правовых учениях Фараби, Бируни и ибн Сины вплоть до наших дней. И поиски не окончены, они будут продолжаться – может быть, до тех пор, пока будет существовать человеческое общество.

Огромное количество высших школ в исламских странах (в период расцвета исламской цивилизации) вызывает удивление и в наше время, в век бурного развития машиностроения и техники, а также говорит о не имеющем аналогов энтузиазме. Многие состоятельные люди под воздействием интереса ислама к науке и вследствие его призыва к благотворительности проявляли особый интерес к школам. В результате в период расцвета исламских государств во многих мусульманских городах существовали такие известные высшие школы, как Низамия, Мустансирийя, Халавия, Джавзия, аль-Азхар и т.д. Каждая из них была знаменита по-своему. Все эти школы, в которых воспитывались корифеи исламской науки, целиком или в большинстве своем поддерживались за счет вакфов. Они не контролировались халифами и султанами. По сегодняшним понятиям, это были общенародные школы. Вопреки бытующему мнению, Низамия в Багдаде не являлась первым исламским медресе. Несомненно, по многим показателям оно было образцом для подражания для многих важнейших школ ислама и всего мира. Визирь сельджукских султанов Ходжа Низам уль-Мульк израсходовал около 60 тысяч динаров (золотых монет) на строительство медресе Низамия. Такие же медресе были построены в Исфагане, Нишапуре, Балхе и Герате. Впоследствии они послужили образцом для создания университетов в Европе. Древнейшая в Европе высшая школа — университет Салерно в Италии — была создана и функционировала не без влияния исламских медресе. Другие крупные высшие школы в Европе, такие как университеты в Болонье, Париже, Монпелье и Оксфорде, появились после XII века, то есть много веков спустя после исламских. В ходе их рассмотрения и сравнивая политико-правовых учений Фараби, Бируни, Ибн Сины формулировался ряд оригинальных и актуальных идей и суждений, часть из которых развиты ими до уровня концептуальных разработок. Они, в частности, признали возможным в условиях мусульманского средневековья светскую форму правления, разработали собственную концепцию добродетельного, мудрого правления на основе принципов верховенства права и законопослушания, справедливости и правосудия, разум и знание возвел до уровня незыблемых атрибутов государственности, на основе чего выдвинул идею и теорию разумного правления. Защиту народа, прав и интересов членов общества они объявили основными задачами государства. Социальное назначение государства и великую миссию государя мыслители видели во благе государства, особенно Фараби выдвинул идею общества и всего человечества. 

Их решение и в целом функционирование государства Фараби, Бируни, Ибн Сина не мыслили без права и справедливых законов. Он всячески защищал идею верховенства права, формулировал требование неукоснительного соблюдения законов как основы деятельности, как чиновников, так и подданных. Мыслители ратовали за законность в государстве и полный порядок в обществе, с которыми связывали торжество справедливости и правосудия в общественной жизни. Ими выдвинута - концепция «правосудного правления», содержащая комплекс правил и рекомендаций по разумному и справедливому разрешению правовых споров, обеспечению безопасности людей, защите их чести и достоинства. Ему принадлежит идея социально однородного государства, основанного на равенстве и единении людей с целью совместного служения интересам государства.

В заключении хотелось отметить, что большое значение придавали наши мыслители ученые таким вопросам, как честь и достоинство, дружба и товарищество, добро, справедливость и совесть. Научная школа восточных ученых оказала большое влияние на развитие науки и просвещения средневекового Востока. На их идеях учились и воспитывались ученые последующих поколений: Омар Хайям, Насир ад-Дин ат-Туси, Улугбек, ал-Каши, Мирим Челеби и многие другие.

Мы обобщили лишь один из аспектов богатейшего научного наследия выдающих ученых. Многие из них, в том числе и проблемы правовой культуры, сохраняют свое значение и в наши дни.

Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Конференції

Конференції 2024

Конференції 2023

Конференції 2022

Конференції 2021

Конференції 2020

Конференції 2019

Конференції 2018

Конференції 2017

Конференції 2016

Конференції 2015

Конференції 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота