ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ БЕЗОПАСНОСТЬ ТАЙН - Наукові конференції

Вас вітає Інтернет конференція!

Вітаємо на нашому сайті

Рік заснування видання - 2014

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ БЕЗОПАСНОСТЬ ТАЙН

01.04.2019 18:49

[Секція 8. Інтелектуальна власність та його захист. Інформаційне право]

Автор: Оборин Алексей Андреевич, студент специальности «Экономическое право», юридический факультет, Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь


С возникновением государства появился такой вид информации, как информация ограниченного доступа, к которой относятся государственные секреты, коммерческая тайна, персональные данные, тайна личной жизни. Для социума в целом, государственные секреты занимают приоритетное место в системе тайн. Информация, отнесенная к государственным секретам, отражает целый перечень сфер жизни социума: экономические и политические интересы государства, обеспечение прав граждан на доступ к информации, безопасность государства и т.д.

Согласно статье 34 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение информации: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды [1].

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав» [3]. Таким образом, Основной Закон Республики Беларусь определил такие виды информации (по режиму доступа) как общедоступная информация и информация ограниченного доступа.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», к информации ограниченного доступа, относятся: государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, персональные данные, тайна личной жизни [3]. Государственная тайна в системе тайн занимает особое место.

Понятие «государственные секреты» указывает на особый порядок управления информационным объектом, предусматривающий ограничение его оборота. Секрет появляется там, где есть не менее двух сторон, в одинаковой степени заинтересованных в обладании одними и теми же сведениями.

По своей природе государственные секреты представляют собой засекреченные сведения в области внешнеполитической, экономической, военной, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, разглашение которых может привлечь к негативным последствиям и нанести ущерб безопасности государству. Главной задачей субъектов обеспечения безопасности является состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В зависимости от степени секретности государственных секретов проставляются грифы секретности. Гриф секретности – реквизит, проставляемый на самом носителе и (или) в сопроводительной документации к нему, свидетельствующий о степени секретности сведений, содержащихся на этом носителе государственных секретов. Исходя от тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинен или может быть причинен в результате их разглашения или утраты для государственной тайны, присваиваются следующие грифы: «Особой важности», «Совершенно секретно», для служебной тайны, как вид государственных секретов, присваивается гриф – «Секретно». Сведения, которые могут быть отнесены либо не могут быть отнесены к государственным секретам, отражены в главе 4 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах [3].

По мнению О. С. Макарова в перечне, который указывает какой объект является секретным, а какой нет, отсутствует четкая формулировка. Возможно, это связано с быстрым развитием информации в целом, поэтому владелец информации не всегда может определить, относится ли данная информация к государственным секретам или является общедоступной [2].

В Республике Беларусь организована защита государственных секретов, которая является комплексной, научно обоснованной, апробированной многолетней практикой системой мер, отражающей государственный подход к обеспечению национальной безопасности в информационной сфере. В то же время глобальные информационные процессы последних лет, информатизация общества, развитие информационных технологий, сетей и систем изменили цели и принципы защиты информации. В обновленных политико-экономических условиях наиболее соответствующим методом может выступать быстрое и гибкое управление информационными ресурсами, основанное на политической целесообразности и экономических законах [2].

Главной задачей субъектов обеспечения безопасности государственных секретов является состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В то же время, государственные секреты могут относится к виду деструктивной и вредной информации, поскольку разглашение или оборот данной информации может нанести посредственный или опосредованный ущерб личности, обществу и государству.

Литература:

1. Конституция Республики Беларусь: (с изм. и доп., принятыми на респ. Референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004г.) – Минск: Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь, 2016. – 64 с.

2. Макаров О. С. Основы защиты государственных секретов: учеб. Пособие / О. С. Макаров; Ин-т нац. безопасности Республики Беларусь – Минск, 2012. – 195с.

3. www.pravo.by (Национальный центр правовой информации Республики Беларусь).

___________________________

Науковий керівник: Седельник Валерия Валерьяновна, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Конференції

Конференції 2024

Конференції 2023

Конференції 2022

Конференції 2021

Конференції 2020

Конференції 2019

Конференції 2018

Конференції 2017

Конференції 2016

Конференції 2015

Конференції 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота