ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ - Научное сообщество

Вас приветствует Интернет конференция!

Приветствуйем на нашем сайте

Рік заснування видання - 2014

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

29.11.2014 00:51

[Секция 8. Интеллектуальная собственность и его защита. Информационное право]

Автор: Рощина Виктория Сергеевна, студентка факультета экономики и права Барановичского государственного университета; Гайдук Татьяна Вячеславовна, студентка факультета экономики и права Барановичского государственного университета


В последние годы растет степень внедрения бизнесом информационных технологий в производственную  деятельность, а значительное число организаций строят свой бизнес на выполнении работ и оказании услуг исключительно в рамках информационного пространства сети Интернет.

Любое взаимодействие организации должно находить свое отражение в различных документах, составленных по форме, предписанной законодательными и иными нормативными правовыми актами. Взаимодействие юридических лиц между собой осуществляется в рамках договоров, заключаемых для достижения цели организации в соответствии с действующим законодательством и обычаями делового оборота.

В соответствии со ст. 159 Гражданского кодекса Республики Беларусь [1] всякие сделки, заключаемые юридическими лицами между собой и с гражданами, должны совершаться в простой письменной форме. 

Возможность заключения договора в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, закреплена в ст. 404 Гражданского кодекса Республики Беларусь [1]. Статьей 161 Гражданского кодекса Республики Беларусь [1] устанавливается возможность при письменной форме использовать электронную цифровую подпись (далее — ЭЦП) в качестве средства, позволяющего достоверно определить сторону по договору.

Приведенные нормы, закрепленные в основном законодательном акте отрасли гражданского права, значительное время не находили широкого применения на практике. С бурным развитием и массовым внедрением информационных технологий потребовалось принятие специальных норм, регулирующих порядок применения электронных документов и ЭЦП.

Наибольшую заинтересованность в принятии закона высказывали финансовые структуры и, в частности, коммерческие банки, давно  использующие в своей деятельности аналоги собственноручной подписи. Еще до разработки и вступления в силу Закона «Об электронном документе и ЭЦП» в силу специфики банковской сферы и на основании мировой практики был разработан ряд положений, регламентирующих применение аналогов собственноручной подписи в платежных документах и платежных системах.На данный момент основной объем используемых ЭЦП приходится именно на сферу финансовой деятельности организаций. 

Другим субъектом правоотношений, стремившимся к внедрению электронного документооборота с применением средств, позволяющих идентифицировать отправителя и проверить подлинность документа, является государство в лице различных контролирующих органов. Так, например, с целью внедрения информационных технологий в деятельность налоговых органов проводилось поэтапное изменение Налогового кодекса. 

Мы считаем, что целесообразно выделить следующие этапы в развитии правового регулирования отношений в сфере информатизации в Республике Беларусь: 

1.  Принятие Закона Республики Беларусь от 6 сентября 1995 года «Об информатизации» (далее — Закон «Об информатизации»), что и заложило правовую основу для развития национального законодательства в сфере информатизации. В развитие Закона «Об информатизации» постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784 утвержден Перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение.

2. Принятие Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «Об электронном документе» (далее — Закон «Об электронном документе»). На данном этапе Закон «Об электронном документе» выполнял роль основного нормативного правового акта Республики Беларусь, который непосредственно регулировал отношения в сфере обращения электронных документов.  Данный закон содержал положения об основах использования электронных документов, заверенных ЭЦП, определял требования, которым они должны соответствовать, устанавливает права и обязанности участников электронного документооборота. 

Однако, достаточное количество вопросов, требующих правового регулирования, не нашли закрепления в данном акте. Например, сферы предоставления электронных финансовых услуг; определения детального порядка заключения сделок в электронной форме; правового режима электронного документа и ЭЦП; условий, которые определяли бы их равнозначность документам на бумажных носителях; требований к реквизитам электронных документов, которые позволяли бы идентифицировать их от других; условий и порядка их применения.

3. Утверждение Советом Министров Республики Беларусь 27 декабря  2002 года Государственной программы информатизации  Республики Беларусь на 2003 — 2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь». Целью создания данной программы является формирование и дальнейшее совершенствование единого информационно-правового пространства, государственной системы правовой информатизации Республики Беларусь как одного из направлений развития государственной правовой системы в условиях формирования информационного общества.

4. Принятие Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон Республики Беларусь), вступивший в силу 27 мая 2009 года. Положения Закона Республики Беларусь направлены на регулирование общественных отношений в сфере информации, информатизации и защиты информации. 

С помощью данного закона были решены проблемы имеющихся пробелов законодательства об информации и информатизации (в частности, по вопросам порядка и условий доступа граждан к открытой информации публичного характера, вопросам информационной безопасности государства, граждан и организаций, включая защиту персональных данных, информационного взаимодействия государственных органов и информационного обмена), а также устранены иные, в том числе терминологические, недостатки излишней декларативности норм ныне утратившего силу Закона Республики Беларусь «Об информатизации». 

5. 28 декабря 2009 года Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и ЭЦП», вступающий в силу через год после официального опубликования. Со вступлением в силу Закона «Об электронном документе и ЭЦП» ныне действовавший Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «Об электронном документе» утратит силу.

Необходимость разработки Закона «Об электронном документе и ЭЦП» была вызвана следующим: до настоящего времени требования, предъявляемые к технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП) определялись стандартом, устанавливающим только требования, предъявляемые к процедурам выработки и проверки ЭЦП. Установление предусматриваемых Законом «Об электронном документе и ЭЦП» норм позволит урегулировать применение технологии электронной цифровой подписи, создаст условия для развития электронного документооборота, в том числе представленного электронным декларированием, повысит эффективность механизмов реализации принципа "одно окно", позволит значительно экономить время и средства, ускорит бизнес-процессы.

6. 9 августа 2010 года Советом Министров Республики Беларусь утверждена Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и план первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год.

7. 28 марта 2011 года постановлением Советом Министров Республики Беларусь утверждена Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011— 2015 годы.

Так, на сегодняшний день, согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об электронном документе и ЭЦП» ЭЦП подпись представляет собой последовательность символов, являющихся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности [2]. ЭЦП содержит в себе информацию о том, кто подписал данный электронный документ. То есть ЭЦП равнозначна собственноручной подписи на документе, выполненном на бумажном носителе. И в настоящее время оборот документов, заверенных ЭЦП, постоянно увеличивается.

Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что в связи со стремлением бизнеса к снижению затрат на выполнение работ и услуг, не требующих фактического присутствия в месте исполнения, и появлением с развитием информационных технологий новых видов подобных услуг существует потребность в дальнейшем совершенствовании законодательства, регламентирующего порядок применения ЭЦП. Подобная необходимость обусловлена потребностью в интенсификации ведения юридически значимого делового документооборота.

В то же время следует отметить, что использование электронного документа и ЭЦП не станет повсеместно и в одночасье использоваться всеми субъектами хозяйственных отношений в своей деятельности. Для этого нужен определенный период времени. Однако, усовершенствовав правовую базу для развития электронного документооборота и  ЭЦП в Республике Беларусь, мы создадим основу, на которой будет строиться благосостояние нашего государства в XXI веке.




Литература:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь : Принят палатой представителей 28 окт. 1998г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998г. 218-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. — 02.01.2014. — 2/2094.

2. Об электронном документе и электронной цифровой подписи : Закон Респ. Беларусь, 28 дек. 2009 г., № 113-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Респ. Беларусь. — Минск, 2014.

__________________________

Научный руководитель: Соловей Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры компьютерных информационных технологий Барановичского государственного университета

Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Конференции

Конференции 2024

Конференции 2023

Конференции 2022

Конференции 2021

Конференции 2020

Конференции 2019

Конференции 2018

Конференции 2017

Конференции 2016

Конференции 2015

Конференции 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота