ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ - Научное сообщество

Вас приветствует Интернет конференция!

Приветствуйем на нашем сайте

Рік заснування видання - 2014

ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

02.03.2015 21:41

[Секция 2. Менеджмент]

Автор: Третьяк Елена Петровна, кандидат економічних наук, доцент кафедры менеджмента Харьковского национального экономического университета имени Семена Кузнеца


В Концепции новой системы охраны здоровья отмечено, что создание в Украине устойчивой и в тоже время ориентированной на потребности населения системы медицинского обслуживания  усложнено целой группой сдерживающих факторов. Среди них отмечается забюрократизированность системы управления, как в части регуляторных функций, так и в отношении непосредственного управления учреждениями здравоохранения и медицинской помощью, отсутствие противовеса в виде полномочий институтов гражданского общества; неэффективная и устаревшая система финансирования; качественно-количественное несоответствие системы  кадрового обеспечения [3]. В основном данная проблематика лежит в плоскости недостаточного развития медицинского менеджмента, неэффективной системы управления в медицинских учреждениях. 

Следует отметить, что медицинские учреждения, как объект управления, – особые организации, имеющие специфику, которая связана с важностью и особенностями медицинских услуг, характеризующихся высокой социальной значимостью. В соответствии с Проектом Закона Украины «Об учреждениях охраны здоровья и медицинском обслуживании» медицинская услуга – любое действие или совокупность действий субъектов хозяйствования в сфере здравоохранения, направленная на профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, которая имеет самостоятельное значение и используется как основа для планирования объема и стоимости медицинской помощи [5]. Медицинские услуги предоставляются субъектами хозяйствования в сфере здравоохранения, они могут быть как государственными, так и частными; как юридическими, так и физическими лицами, имеющими на это право в соответствии с законодательством. Их хозяйственная деятельность связана с услугами, которые обеспечивают сохранение и восстановление физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека. Как предприятия любого вида деятельности, учреждения, предоставляющие медицинские услуги, требуют высокого уровня организации и управления их деятельностью. В значительной мере на систему управления медицинских учреждений, которая предполагает наличие определенной структуры, технологий, методов и инструментов управления, выполнение определенных функций, влияют социально-экономические особенности данной сферы услуг.

Статьей 6 «Особенности управления учреждениями здравоохранения» Проекта Закона Украины «Об учреждениях охраны здоровья и медицинском обслуживании» определено, что органами управления учреждений здравоохранения являются лица, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах своей компетенции и контролировать выполнение принятых решений, а также владельцы заведений и наблюдательный совет заведения. Непосредственное управление деятельностью учреждения здравоохранения осуществляет его руководитель, в качестве которого может быть назначено только лицо, отвечающее единым квалификационным требованиям, которые устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения [5]. Одной из специфик медицинского учреждения, как объекта управления, является то, что их руководителем, как правило, является работник с высшим медицинским образованием, при этом руководящая должность называется «главный врач». Однако считаем, что для эффективного управления медицинским учреждением для руководителя не достаточно медицинского образования. Для обеспечения эффективной деятельности учреждений здравоохранения в сложных соцаильно-экномических условиях, когда, с одной стороны, ограничено бюджетное финансирование, а с другой – необходимо обеспечить объем, бесперебойность и качество медицинских услуг, соответствующих потребностям населения, необходимы специальные  навыки и знания  в сфере менеджмента, которые позволят организовать работу учреждения, обеспечить необходимое взаимодействие между работниками разных служб, отделений. Исходя из этого, руководить медицинским учреждением может главврач, обеспечивающий, прежде всего, надлежащее качество медицинских услуг в соответствии с современными методами и приемами их оказания, а заместителем его должен быть человек со специфическими качествами менеджера: владеющий знаниями и навыками управления, обладающий личностными лидерскими качествами, с системным аналитическим и стратегическим мышлением, достаточными организаторскими способностями.  Его главной задачей является обеспечение процесс управления медицинским учреждение посредством построения эффективной системы коммуникации; разработки, принятия, реализации и контроля управленческих решений; подготовки необходимого информационного обеспечения. Таким образом, разделение полномочий должно вывести управление медицинским учреждением на более высокий качественный уровень, соответствующий современным требованиям медицинского менеджмента.

В связи со спецификой деятельности и медицинских услуг в данной сфере отмечается недостаточная изученность практики управления медицинскими учреждениям, а также слабая  научно-методическая база организации системы управления в них. Учитывая важность и актуальность рассматриваемой проблемы относительно системы управления медицинским учреждением, отмечается повышение внимания, как практиков так и ученых к их решению, что связано с поиском путей повышения эффективности функционирования учреждений здравоохранения, в том числе, касающихся системы управления в них.  Тхориков Б.А. раскрывает возможности применения индикативного управления, основанного на разработке и применении системы индикаторов как набора расчетных инструментов, позволяющих получить системную информацию о количественных и качественных состояниях различных подсистем медицинского учреждения [7]. В качестве инструментов оценивания деятельности медицинских учреждений Трофименко Г. С. предлагает систему сбалансированных показателей. Однако сначала необходимо ее адаптировать к специфике деятельности учреждений здравоохранения. В то же время положительной оценки заслуживают предложения Трофименко Г. С. относительно автоматизации управления экономической, финансовой, статистической, медицинской и хозяйственной деятельности учреждения на основе ведения информационно-аналитической обработки медицинских данных на базе использования автоматизированной информационной системы управления «Medical Dashboard» [6]. Обоснованность ее использования подтверждается  позитивными результатами ее внедрения, которые положительно отразились на  организации управления учреждением за счет качественного и своевременного информационного обеспечения принятия управленческих решений.

Григорович В.Р. предлагает современную управленческую модель подготовки и принятия решений в системе здравоохранения Украины, включающую организационные, административно-правовые, финансово-экономические, информационные предпосылки реформирования, а также обратную связь в виде гражданского контроля, что по мнению автора позволит контролировать эффективность работы учреждения здравоохранения и отрасли охраны здоровья в целом [1].

Дячук  Д.  Д.  одним из наиболее эффективных подходов к управлению в медицинских учреждениях считает использование современных инновационных технологий менеджмента, проведения самооценки деятельности УОЗ для обнаружения направлений оптимизации системы управления [2].

Концепцией новой системы охраны здоровья предлагается обновление системы управления, которая предусматривает создание системы противовесов в виде профессионального самоуправления (врачи, младшие специалисты с медицинским образованием, провизоры) и саморегулируемых организаций поставщиков медицинской помощи для четкого урегулирования прав, обязанностей и ответственности сторон, а также совершенствование системы мониторинга и подотчетности [3]. В данном направлении речь идет о создании системы профессионального  самоуправления, отвечающей принципам прозрачности, взаимосвязанности, ответственности, что должно повысить эффективность организации деятельности и взаимодействия разных объектов системы здравоохранения.  

Новый тип общественных отношений в сфере медицинской помощи обосновывает Л. А. Некрасенко. В соответствии с авторским подходом предполагается распределение и перераспределение ответственности и прав между различными общественными позициями, т.е. принципы организации медицинской помощи должны предусматривать взаимную ответственность общества, государства и медиков [4]. На наш взгляд, прежде всего, это должно способствовать повышению качества и доступности медицинских услуг, что является крайне необходимым. Поэтому важно развивать  механизмы  взаимодействия общества, государства и медиков в сфере медицинского обслуживания, направленные на повышение эффективности функционирование медицинских учреждений через усовершенствование системы управления ими.

Поиск путей усовершенствования медицинского менеджмента является одним из наиболее важных и приоритетных направлений реорганизации в системе здравоохранения. Особенную важность данный аспект имеет для медицинских учреждений, непосредственно обслуживающих население, что связано с необходимостью оптимизации использования всей совокупности ресурсов и обеспечением качества и доступности всего спектра медицинских услуг для населения.




Литература:

1. Григорович В.Р. Удосконалення управлінських механізмів державної підтримки системи охорони здоров’я  в Україні/[Електронний ресурс]. − Режим доступу : < http://www.dy.nayka.com.ua/?op=1&z=93>.

2. Дячук  Д.  Д.  Наукові  основи  та  концептуальні  підходи  до  удосконалення системи управління закладом охорони здоров’я /Д.Д. Дячук //Главный врач. – 2014.-№4.- С.13-21.

3. Концепція нової системи охорони здоров’я/[Електронний ресурс]. − Режим доступу : < http://www.moz.gov.ua/ua/portal/Pro_20140527_0.html>. Некрасенко Л. А., Семеренко І. О. Особливості управління фінансовими ресурсами в закладах охорони здоров’я/[Електронний ресурс]. − Режим доступу : <www.pdaa.edu.ua/sites/default/files/nppdaa/4.../140.pdf‎>. 

4. Некрасенко Л. А., Семеренко І. О. Особливості управління фінансовими ресурсами в закладах охорони здоров’я /[Електронний ресурс]. − Режим доступу : < www.pdaa.edu.ua/sites/default/files/nppdaa/4.../140.pdf‎>.

5. Про заклади охорони здоров’я та медичне обслуговування/ Законопроект/[Електронний ресурс]. − Режим доступу : <http://www.apteka.ua/article/254755>.

6. Трофименко Г. С. Інструменти системи контролю та аналізу діяльності закладів охорони здоров’я/[Електронний ресурс]. − Режим доступу : <http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Economics/8_160231.doc.htm>.

7. Тхориков Б.А. Особенности медицинского учреждения как объекта социально-индикативного управления/[Електронний ресурс]. − Режим доступу : <http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-meditsinskogo-uchrezhdeniya-kak-obekta-sotsialno-indikativnogo-upravleniya>.



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Конференции

Конференции 2024

Конференции 2023

Конференции 2022

Конференции 2021

Конференции 2020

Конференции 2019

Конференции 2018

Конференции 2017

Конференции 2016

Конференции 2015

Конференции 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота