КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РК - Научное сообщество

Вас приветствует Интернет конференция!

Приветствуйем на нашем сайте

Рік заснування видання - 2014

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РК

22.02.2016 12:32

[Секция 2. Конституционное право. Конституционное процессуальное право. Международное право]

Автор: Ибраева Алуа Саламатовна, доктор юридических наук, професор; Есетова Салтанат Конысбаевна, кандидат юридических наук, доцент; Досумов Жандарбек Казиканович, доктор философии Phd по юридической науке (административное право), Евразийский Технологический Университет, Казахстан


Аннотация. В статье рассматриваются проблемы реализации инновационной политики. Однако успешное решение задач инновационной политики невозможно без трансферта технологий и инновационного трансферта. Между тем в Законе РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», к сожалению,  не раскрывается соотношение вышеуказанных понятий. В этой связи авторы данной публикации предлагают закрепить на законодательном уровне соотношение понятий трансферта технологий и инновационного трансферта. Вместе с тем авторы полагают, что отношения реализации трансферта технологий, инновационного трансферта и  инновационной политики могут стать объектом конституционно-правового регулирования. Что еще раз свидетельствует о важности конституционно-правового регулирования инновационных отношений(1).В этой связи авторы полагают, что необходимо разграничить понятия «трансферт технологий» и «инновационный трансферт». На наш взгляд, понятие «инновационный трансферт» шире понятия «трансферта технологий». Очевидно, что понятие инновационного трансферта включает в себя передачу не только технологий, но и передачу научных идей и технологических разработок. Следовательно, назрела необходимость разграничения данных понятий. Если говорить только о  трансферте технологий, то можно вести речь только об автоматическом заимствовании западных технологических достижений. Говоря об инновационном трансферте, то можно вести речь о стимулирующей функции инновационного права. Что позволит нам развивать национальные технологии, которые будут направлены на создание собственных научных идей и инновационных концепций.

Ключевые слова:  трансферт технологий, инновации, инновационное право, инновационная политика, новейшие технологии, научно-технические центры, научные разработки и идеи, инновационный трансферт, инновационная концепция.

Основная часть. Понятие «инновационная политика» определяет место и роль технологических и новейших разработок  в экономике относительно лишь процесса воспроизводства товаров и услуг, понятие же «трансферт технологий» включает организационно-правовой механизм внедрения новейших технологий в производство, аккумулирует в себе прогрессивные аспекты инновационной деятельности(2). По нашему мнению, отсутствие в Законе РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности », соотношение понятий трансферта технологий и инновационного трансферта не позволяет активизировать работу по индустриализации современного производства(3). Следовательно, необходимо рассмотреть вопрос о соотношении понятий трансферта технологий  и инновационного трансферта в конституционных законах РК. По нашему мнению инновационная политика невозможна без инновационного трансферта. К сожалению,  мы отделяем инновационный  трансферт от инновационной  политики, хотя второе  производно от первого. На наш взгляд, механизм обеспечения и реализации инновационной политики содержит в себе определенную стратегию и тактику внедрения новейших технологий посредством инновационного трансферта и трансферта технологий(4). 

Если понятие «инновационная политика» представляет собой систему основных принципов, приоритетов, механизмов, задач и методов упорядочения и регулирования технологических процессов, то категория «инновационный трансферт» - составная часть инновационной политики, которая включает в себя все организационно-правовые меры по внедрению новейших разработок в производство(5).

Если инновационная политика это деятельность государства по созданию условий устойчивого индустриального развития, то инновационный трансферт: это процесс передачи новейших разработок в производственный процесс(6).

Если регулирование инновационных процессов – категория, призванная отражать преимущественно технологическую сторону развития экономики, то инновационный  трансферт призван отражать механизм внедрения новейших технологий в реальное производство. Мы полагаем, что механизм реализации инновационной политики в отношении внедрения новейших разработок в производство включает, прежде всего, инновационный трансферт. Регулирование инновационных процессов – это комплекс технологических и социально-экономических мер, направленных на стимулирование  индустриального развития страны. Понятие же «инновационный трансферт» включает передачу технологических знаний и передового опыта в современное производство(7).

Поэтому в  структуре инновационного права ведущим элементом можно назвать инновационный трансферт, так как именно в нем выражается технологическая функция, которая определяет механизм внедрения новейших технологий, поскольку  индустриализация страны является важнейшим фактором ускорения развития государства. Инновационный трансферт в инновационной практике  стран представляет собой важнейшее средство перевооружения основных фондов производства(8). 

Под термином «инновационный трансферт» понимается передача новейших разработок в современное производство. В этой связи  мы полагаем, что отсутствие более детального механизма реализации трансферта технологий в законах страны негативно влияет на ход реализации инновационной политики страны.

Поэтому разрешение технологических проблем перевооружения производства возможно только путем создания и надлежащего функционирования инновационного трансферта, позволяющего оперативно осуществлять передачу новейших технологий в реальный сектор производства(9).

Актуальность исследования проблемы становления инновационного  права и организации деятельности инновационного трансферта обусловлена также той ролью, которая принадлежит им в обеспечении индустриального развития страны. Изучение проблемы становления инновационного права должно способствовать выработке механизмов внедрения новейших технологий в сферу производства современных товаров и услуг(10).

Мы полагаем, что правовое регулирование инновационной политики, следует осуществлять путем детальной регламентации механизма реализации трансферта инноваций. Между тем, следует отметить, что в трансферт инноваций это механизм реализации инновационной политики. Вместе с тем, как показывает практика, инновационный трансферт это важнейший инструмент реализации индустриально-инновационной стратегии страны.

В ходе решения Программы индустриализации страны возникает  необходимость разработки отдельного нормативно-правового акта об инновационном трансферте.

С учетом выше указанного представляется возможным дать определение понятию «инновационного трансферта».

Инновационный трансферт это комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу передачи новейших технологических разработок и передовых знаний субъектам производственной деятельности.

Таким образом, понятие инновационный трансферт имеет следующие особенности:  

1. Инновационный трансферт устанавливает механизм по передаче новейших разработок и знаний;

2. Инновационный трансферт направлен на регулирование тех общественных отношений, которые направлены  на передачу имущественных и личных неимущественных прав в области внедрения новых технологий; 

3.Инновационный трансферт это комплексный институт, то есть он посвящен однородной группе инновационных отношений, складывающихся по поводу регулирования  технологических процессов, влияющих на рост, структуру, динамику разработки и внедрения новейших разработок;

4. Инновационный трансферт как инновационный процесс заключается в разработке и передаче новейших разработок и знаний в реальный сектор производства.

Заключение. Таким образом, механизм реализации «инновационного трансферта» позволяет:

- обозначить разграничение понятий инновационного трансферта и трансферта технологий;

- обозначить границы полномочий научных центров, выяснить специфику их научно-исследовательской деятельности, вникнуть в суть внедрения новейшего технологического продукта;

- увидеть уровень взаимодействия научно-исследовательских центров и предприятий в сфере внедрения новых технологий;

- определять законодательные принципы взаимоотношений научно-исследовательских центров и предприятий в сфере внедрения новых технологий;

- оценивать инновационный трансферт как один из социально-правовых регуляторов инновационной политики;

- рассматривать особенности механизма реализации инновационной политики.

В этой связи авторы полагают, что назрела необходимость детализировать механизм реализации трансферта технологий в Законе Республики Казахстан «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности ». Это позволило бы поднять уровень реализации Программы индустриализации страны на более высокую ступень значимости.

Одной из задач инновационного трансферта, требующей научного осмысления, является проблема взаимоотношений научно-исследовательских центров, государственных органов и предприятий в сфере реализации инновационной политики. Как известно, при реализации инновационной политики перед органами государственной власти стоит задача регулирования инновационных процессов. И здесь важно, чтобы это регулирование осуществлялось на основе таких принципов правового государства, как защита национальных интересов и верховенства закона.

 Подводя итог  вышеизложенным рассуждениям, можно в общем виде сформулировать следующие предложения, предусматривающие организационно-правовые нормы совершенствования инновационного законодательства:

-     Разграничить понятия инновационного трансферта и трансферта технологий.

- Осуществлять более значительное финансирование научно-исследовательских центров в сфере разработки и внедрения новейших технологий.

- Разграничить в законодательном порядке полномочия научно-исследовательских центров, государственных органов и предприятий в сфере реализации инновационной политики.

- Усилить роль научно-исследовательских центров в сфере разработки и внедрения новейших технологий.




Литература:

1. Гибсон Д. Трансфер технологий между субъектами рынка / Д. Гибсон // Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. – М. : АНХ, 1999. – С. 20. 

2. Карлинская Е.В. Как руководителям предприятия правильно выбрать свою инновацию? [Элект- ронный ресурс] / Е.В. Карлинская, В.Б. Катанский. – Режим доступа: http://www.rpm-consult.ru. 

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М., 2000. – С. 39. 

4. Козметский Дж. Вызов технологических инноваций на пороге новой эры общемировой конку- ренции / Дж. Козметский // Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. – М. : АНХ, 1999. – С. 11. 

5. Крог Г. фон. Трансфер знаний на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы / Г. фон Крог, М. Кёне // Проблемы теории и практики управления. – 1999. – № 4. 

6. Кузнецова С.А. SWOT-анализ: практика и проблемы применения / С.А. Кузнецова, В.Д. Марко- ва // Совершенствование институциональных механизмов в промышленности. – Новосибирск, 2005. – С. 18–29. 

7. Марьяненко В.П. О проблеме «системности» национальной инновационной системы России [Электронный ресурс] / Марьяненко В.П. – Режим доступа: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/ marianenko_10_64_114_126.pdf. 

8. Теория инновационной экономики / под ред. О.С.Белокрыловой. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – С. 93, 95. 

9. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. – М. : АНХ, 1999. – С. 5. 

10. Rogers M. Diffusion of Innovations / M. Rogers. – New York : Free Press, 1983



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Конференции

Конференции 2024

Конференции 2023

Конференции 2022

Конференции 2021

Конференции 2020

Конференции 2019

Конференции 2018

Конференции 2017

Конференции 2016

Конференции 2015

Конференции 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота