АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ - Научное сообщество

Вас приветствует Интернет конференция!

Приветствуйем на нашем сайте

Рік заснування видання - 2014

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

12.04.2018 16:05

[Секция 5. Административное право. Административное процессуальное право. Таможенное и налоговое право. Муниципальное право]

Автор: Зейналов Эльмир Фуад оглы, магистрант II курса кафедры «Конституционное право» Бакинского Государственного Университета


Проблема защиты граждан против действия (бездействия) органов государства, в том числе законодательных, исполнительных органов, а также их должностных лиц существует во всех государствах с демократическим правовым режимом. Принятие не соответствующей Конституции страны правовой нормы, незаконные действия государственных и местных органов, отдельных должностных лиц, необоснованное и незаконное привлечение как к административной, так и к другим видам ответственности приводит к ущемлению и нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Положение ч. 4 ст. 60 Конституции Азербайджанской Республики, согласно которому каждый может обжаловать действия и бездействия органов государственной власти, политических партий, муниципалитетов, юридических и должностных лиц в административном или судебном порядке, является важной гарантией реального обеспечения и соблюдения прав и свобод человека (1, 20). Следует отметить, что данная норма Конституции была значительно расширена в результате проведения всенародного референдума 26 сентября 2016 г., по итогам которого к судебной гарантии прав и свобод были добавлены гарантии административные. Благодаря этому суд одновременно выполняет и контрольную функцию по отношению к органам иных ветвей власти, при этом оставаясь независимым в рамках своих полномочий, что согласуется с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, с их определенной связью и взаимным контролем.

Разрешением вопросов подобного рода призван заниматься институт административной юстиции, реформа которого идет в последние годы в рамках осуществляемой судебной реформы как в Азербайджанской Республике, так и в других странах.

Во время возникновения института административной юстиции, то есть в середине XIX века, Азербайджан был частью Российской Империи, и соответственно все реформы, происходившие в Российской Империи, относились и к Азербайджанскому государству. В 1864 году в Империи была проведена судебная реформа, результатом которой стало разделение административной власти и судебной, появление земских и городских органов самоуправления. После чего возникла проблема судебного надзора за работой земской и городской администрации. Система органов административного судопроизводства состояла из двух уровней: центрального уровня (Правительственный Сенат) и губернского уровня (губернские присутствия). В организационной структуре административных судебных органов не были сформированы учреждения уездно-волостного уровня, которые бы напрямую были бы связаны с населением страны (4, 99).

В Азербайджане судебная реформа была проведена позже, чем в других регионах империи. Согласно реформе 1866 г., были ликвидированы сословные суды. Были созданы единые суды для всех слоев населения. Судебные заседания должны были проводиться открыто. Судьи в Северном Азербайджане, в отличие от России, не выбирались со стороны населения, а назначались Кавказским наместником. На должность судьи обычно назначали русских или представителей других христианских наций. Из-за того, что судебные заседания проводились только на русском языке, на них присутствовали переводчики. Но, несмотря на все недостатки, новшества в судебной системе носили прогрессивный характер.

Ярким периодом истории развития судебной системы Азербайджана, которая является показателем многовековой традиции государственности Азербайджанской Республики, было 28 мая 1918 г., день становления Азербайджанской Демократической Республики.  По решению Совета Министров от 1 октября 1918 г. деятельность Бакинского Окружного Суда, и находящейся в его составе прокуратуры была прекращена, и учитывая неизбежность создания Судебной Палаты, 14 ноября было утверждено Положение о Судебной Палате Азербайджана. 16 марта 1919 г. в здании Бакинского Окружного Суда было проведено официальное открытие Судебной Палаты Азербайджана и с того времени в Палату стали поступать дела из Окружных Судов Баку и Гянджи. В начале 1919 г. при Министерстве Юстиции, в составе которого действовала Судебная Палата Азербайджана, была создана специальная комиссия по подготовке законопроектов, относящихся к судебной системе, большая часть которых была выдвинута на обсуждение в парламенте.

После оккупации Азербайджанской Демократической Республики ХI Красной Армией и вхождения в состав Социалистической России 27-28 апреля 1920 г. и в системе юстиции Азербайджана начались коренные изменения. И хотя официально институт административной юстиции в эпоху зарождения СССР отрицался, некоторые его элементы присутствовали в советских судебных органах начиная с 20-х годов (10, 22). Так, в соответствии с Положением о государственном нотариате, утвержденном декретом СНК РСФСР от 4 октября 1922 г. был введен судебный порядок обжалования действий нотариусов. Согласно ему, эти жалобы рассматривались президиумами народных судов.

В 20-50-е годы основной формой рассмотрения жалоб граждан на решения должностных лиц была административная. Наибольшая часть жалоб рассматривалась государственными органами: министерствами, ведомствами, исполкомами, администрацией учреждений и предприятий, а также так называемыми квазигосударственными органами - партийными комитетами всех уровней.

Факт осознания необходимости усовершенствования института административной юстиции признается и на государственном уровне, что подтверждается попытками регулирования этого института отдельными нормативно-правовыми актами.

Так, 21 июня 1961 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке», которым всем гражданам, а также должностным лицам, подвергнутым штрафу в административном порядке, было предоставлено право обжаловать постановление о наложении штрафа в народный суд по месту жительства.

Существенный вклад в развитие административной юстиции внесли принятые в 1980 г. Основы законодательства Союза СССР и союзных республик об административных правонарушениях. Основы, а затем Кодекс РСФСР об административных правонарушениях закрепили право граждан обжаловать в суд административные взыскания, наложенные на них органами государственного управления, их должностными лицами (6, 17).

30 июля 1987 г. был принят Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан». До принятия этого закона граждане имели право на судебную жалобу лишь в случаях, указанных в специальных актах. Новый же закон установил общее правило граждан на судебную жалобу. 

После восстановления Азербайджаном своей независимости начались фундаментальные реформы в системе государственного управления, в том числе и в судебной системе. В результате последовательного судебно-правового преобразования, которое проводилось по инициативе общенационального лидера Гейдара Алиева, за короткий срок были приняты новые передовые законы, фундаментом которых стало принятие 12 ноября 1995 г. Конституции Азербайджанской Республики. 10 июня 1997 г. был принят Закон Азербайджанской Республики «О судах и судьях», который окончательно установил создание трехступенчатой судебной системы.

На сегодняшний день в странах постсоветского пространства существует три концепции касательно рассмотрения административного процесса и судопроизводства: юрисдикционная, управленческая и комплексная (9, 4). Каждая из них имеет под собой весомое научное обоснование, каждая приводит определенные доводы. В разработке каждой из перечисленных концепций принимали участие выдающиеся юристы и правоведы стран постсоветского пространства, и, соответственно, каждая имеет право на существование. Однако каждая концепция имеет и свои недостатки.

Проанализировав доводы за и против существования каждой из существующих концепций, можно избрать путь реформирования административного законодательства. Каждая из стран постсоветского пространства принимает законы в сфере административного права и процесса, которое наиболее точно отражает отношение в данном государстве к понятиям «административный процесс», «административное право», «административная юстиция», «административное судопроизводство».

Современным этапом развития государственного института администра-тивной юстиции можно считать принятие 30 июня 2009 г. Административно-процессуального Кодекса Азербайджанской Республики, согласно которому судебное производство по делам об административных спорах осуществляется административно-экономическими судами и административно-экономическими коллегиями (8, 3).

Исторической оценкой реформ, проводимых в судебно-правовой системе Азербайджанской Республики, стала премия, которую Азербайджан получил на конкурсе Совета Европы «Хрустальные весы правосудия» 27 октября 2017-го г. Данный конкурс проводится Советом Европы с 2005 г. В рамках этого конкурса отбираются и награждаются самые передовые и эффективные проекты, связанные с деятельностью юстиции и судебной системы в государствах-членах Совета Европы. Проект, представленный Азербайджаном, удостоился премии как самый прогрессивный проект с точки зрения внедрения электронного управления в судебной системе. Основная суть проекта заключается во внедрении прогрессивного электронного управления в судебную систему (интеллектуального управления). Эта система делает возможным подготовку различного рода электронных аналитических отчетов на основе собранных статистических данных. Тем самым значительно повышается эффективность стратегического управления и планирования в судебной системе, создаются возможности для принятия решения по более расширенным информационным показателям.

Эта награда, олицетворяя ведущее место, которое Азербайджан занимает среди государств-членов Совета Европы в судебно-правовой сфере, является большим вкладом в развитие международных связей. Тем самым Азербайджан вошел в историю судебной системы Европы как страна, обладающая передовым опытом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Азербайджанской Республики. Баку, Изд. «Ганун» 2017, 67 с.

2. Административное право. История развития и основные современные концепции. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. М.: Юристъ, 2002. — 410 с.

3. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. Старилов Ю.Н.  М. Издательская группа НОРМА – ИНФРА, 2001 – 304 с.

4. Есенова Е.П. Некоторые проблемы современного административного судопроизводства (аспект мировой юстиции). Управленческое консультирование. – 2015. - № 5. - С. 98-102.

5. Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М., 1964 // Салищева Н. Г. Избранное. М., 2011. С. 20–21.

6. Филипова И.А. Становление и развитие административного судопроизводства в России// Российская юстиция. 2011. № 12. С. 16-18.

7. Административно-процессуальное право: курс лекций под ред. Килясханова И.Ш. Юнити, Закон и Право, М., 2004. 399 с.

8. Административно-процессуальный Кодекс Азербайджанской Республики. Баку, Изд. «Право», 2017, 68 с.

9. Административный процесс в постсоветский период. Реферат от 12.03.2012 http://www.km.ru/referats/34B0D2C2F9224CADA3544928FEC41DBD

10. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс. Бахрах Д. Н.  // Государство и право. 2005. № 2, с 19-25.



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Конференции

Конференции 2024

Конференции 2023

Конференции 2022

Конференции 2021

Конференции 2020

Конференции 2019

Конференции 2018

Конференции 2017

Конференции 2016

Конференции 2015

Конференции 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота