ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - Научное сообщество

Вас приветствует Интернет конференция!

Приветствуйем на нашем сайте

Рік заснування видання - 2014

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

25.09.2019 13:50

[Секция 6. Экологическое право. Земельное право. Аграрное право]

Автор: Шестовская Светлана Алексеевна, Соискатель кафедры экологического и аг-рарного права Белорусского государственного университета


Ожидаемо, в 2020 году Беларусь получит первую электроэнергию от эксплуатации Белорусской атомной электростанции. Каждая страна, начи-нающая развивать атомную энергетику, сталкивается с решением вопросов, связанных с обращением с радиоактивными отходами, образующимися в ре-зультате деятельности атомных станций.

Ядерные программы принимаются населением в большей степени по-зитивно, поскольку атомная энергетика позволяет решить экономические, социальные и экологические проблемы. Однако, при обсуждении вопроса о размещении отходов атомной энергетики (сооружении хранилищ эксплуата-ционных радиоактивных отходов) население, как правило, придерживается концепции «Not-In-My-Back-Yard» (NIMBY) [6]. Для Республики Беларусь вопрос о размещении, хранении и захоронении отходов атомной энергетики является активно обсуждаемым. Поэтому существуют объективные причины для проведения соответствующих исследований. 

Систему белорусского законодательства, регулирующего обращение с отходами атомной энергетики, составляют международно-правовые акты, законы и акты законодательства, в том числе технические нормативные пра-вовые акты, в которых устанавливаются требования в отношении процедур по выбору площадок для размещения установок, на которых происходит обращение с радиоактивными отходами, требования к проектированию, со-оружению, эксплуатации и закрытию установок, а также проведения оценки безопасности данных объектов.

Основой для создания национальной правовой базы в области обраще-ния с отходами атомной энергетики является Объединенная конвенция о без-опасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обраще-ния с радиоактивными отходами, ратифицированная Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 130-З (далее – Объединенная конвенция). Участники Объединенной конвенции устанавливают законодательные, регу-лирующие и административные меры для осуществления обязательств, выте-кающих из ее положений. При этом законодательная и регулирующая осно-ва предусматривает ведение соответствующих национальных требований в отношении безопасности, систему лицензирования, систему контроля, доку-ментации, отчетности, систему обеспечения выполнения требований законо-дательства в области обращения с радиоактивными отходами, четкое рас-пределение обязанностей органов, занимающихся различными стадиями об-ращения с радиоактивными отходами.

Основные положения Объединенной конвенции нашли отражение в За-коне Республики Беларусь от 30 июля 2008 г. № 426-З «Об использовании атомной энергии» (далее – Закон № 426-З), которым установлены государ-ственные органы, осуществляющие государственное регулирование в обла-сти использования атомной энергии, требования к принятию решений о раз-мещении и сооружении ядерной установки и (или) пункта хранения, требо-вания по вопросам лицензирования деятельности, связанной с обращением с отходами атомной энергетики, и физической защиты отработавшего ядерно-го материала, системе обеспечения выполнения требований законодательства и иные требования. По мнению автора, необходимо пересмотреть регулиру-ющие требования Закона № 426-З на предмет сведения к минимуму бланкет-ных норм [5], отразить содержание понятия «жизненный цикл» ядерной установки и (или) пункта хранения и раскрыть его содержание через систему регулирующих требований.

В настоящее время понятие отходов атомной энергетики раскрывается через сопоставление двух основных законов, регулирующих деятельность в области использования атомной энергии. В соответствии с абзацем семнадца-тым статьи 1 Закона № 426-З и абзацем девятнадцатым статьи 1 Закона № 122-З отходы атомной энергетики представляют собой эксплуатационные радиоактивные отходы, образовавшиеся в результате эксплуатации ядерной установки и (или) пункта хранения, в отношении которых отсутствует наме-рение либо которые не могут быть использованы по прежнему назначению, содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами. 

С целью определения основных направлений деятельности по безопас-ному обращению с отходами атомной энергетики разработана Стратегия обращения с радиоактивными отходами Белорусской атомной электростан-ции, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2015 г. № 460 (далее – Стратегия). Реализация Стратегии рассчи-тана на период до 2080 года, в течение которого будет совершенствоваться содержащаяся в Стратегии система обращения с отходами энергетики. Кро-ме системы обращения с отходами энергетики Стратегия содержит меропри-ятия по обращению с различными видами радиоактивных отходов, а также включает иные положения, такие как финансирование мероприятий, преду-смотренных Стратегией, и ожидаемые результаты от реализации Стратегии.

Для выбора оптимального способа обращения с отходами атомной энергетики, включая их захоронение, вводится классификация радиоактив-ных отходов. В зависимости от агрегатного состояния отходы атомной энер-гетики подразделяются на следующие виды: твердые, жидкие, газообразные. В зависимости от удельной активности отходы атомной энергетики подраз-деляются на следующие категории: очень низкоактивные, низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные. 

Классификация радиоактивных отходов имеет важное значение для экологических отношений, поскольку от классификации зависит способ об-ращения с отходами атомной энергетики. Классификация радиоактивных от-ходов для обеспечения долгосрочной безопасности при захоронении, вклю-чающих отходы атомной энергетики, установлена постановлением Мини-стерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 сентября 2010 г. № 47 «Об утверждении норм и правил по обеспечению ядерной и ра-диационной безопасности «Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения». Таким образом, осуществляется дифференци-рованный подход при определении методов обращения с отходами атомной энергетики по уровню опасности последствий на окружающую среду и здо-ровье человека.

Область использования атомной энергии, регулирующая отношения, связанные с обращением с отходами атомной энергетики, продолжает актив-но развиваться и совершенствоваться. Данное развитие влечет за собой со-здание определенного массива нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, которые должны быть согласованы между со-бой [1; 2; 3]. В этой связи требуется системное законодательное регулирова-ние отношений в данной области, а также научно обоснованные подходы к определению направлений такого развития. По нашему мнению, совершен-ствование правового регулирования в этой сфере необходимо начинать с за-крепления в законе определения соответствующих терминов, основных по-ложений государственной политики в области обращения с отходами атом-ной энергетики, определить направления деятельности в области обращения с отходами данного вида, национальных приоритетов, принципы безопасно-сти при обращении с отходами атомной энергетики и имеющиеся ресурсы для реализации политики. Наличие данных предписаний в законе будет со-ответствовать требованиям МАГАТЭ GSR, Part 5 «Обращение с радиоак-тивными отходами перед захоронением» [4]. 

Литература:

1. Бакиновская, О. А. Некоторые вопросы правового регулирования производства и потребления энергии, повышения энергоэффективности в контексте совершенствования механизмов регулирования воздействия на климат в Республике Беларусь / О. А. Бакиновская // Право в современном белорусском обществе : , сборник научных трудов / Национальный центр за-конодательства и правовых исследований ; [редколлегия Н. А. Карпович (главный редактор) и др.]. – : Колорград, 2018. – с. 538 – 543;

2. Гущин, Р. И. О перспективах совершенствования экологического за-конодательства / Р. И. Гущин // Правовая система Республики Беларусь : со-стояние, проблемы и перспективы развития : , сб. научн. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол. : С. Е. Чебуранова (гл.ред.) [и др.]. – Гродно, ГрГУ, 2016. – с. 140 – 142;

3. Коняева, Е. С. Понятие и виды принципов кодификационной дея-тельности / Е. С. Коняева // Правовая система Республики Беларусь : состоя-ние, проблемы и перспективы развития : , сб. научн. ст. / ГрГУ им. Я. Купа-лы ; редкол. : С. Е. Чебуранова (гл.ред.) [и др.]. – Гродно, ГрГУ, 2016. – с. 10 – 13;

4. Обращение с радиоактивными отходами перед захоронением / Серия норм безопасности МАГАТЭ № GSR, Part 5, МАГАТЭ, Вена (2010) [Элек-тронный ресурс] – Режим доступа: https://www.iaea.org/publications/8004/predisposal-management-of-radioactive-waste. Дата доступа: 29.03.2019;

5. Тихиня, В. Г. Атомная энергетика и право : общий взгляд на про-блему (на материалах Республики Беларусь) / В. Г. Тихиня // Актуальные проблемы развития современного белорусского государства и права : мате-риалы Республиканской  научно-практической конференции (Гродно, 16 – 17  апреля 2010 г.) / [редколлегия Н. В. Мисаревич (ответственный редактор( и др.]. – Гродно, 2010. – с. 19 – 23;

6. Local opposition and acceptance of a deep geological repository of radioactive waste in the Czech Republic: a frame analysis / Peter Ocelic, Jan Osicka, Veronika Zapletalova, Filip Cernoch, Bretislav Dancak // Energy Policy. – June 2017/ - C. 458-466;



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Конференции

Конференции 2024

Конференции 2023

Конференции 2022

Конференции 2021

Конференции 2020

Конференции 2019

Конференции 2018

Конференции 2017

Конференции 2016

Конференции 2015

Конференции 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота