К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ АКТАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - Scientific conference

Congratulation from Internet Conference!

Hello

Рік заснування видання - 2014

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ АКТАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

07.10.2014 15:23

[Section 2. Constitutional law. Constitutional judicial law. International law]

Author: Сорговицкий Олег Викторович, Барановичский государственный университет, Стойчевски Даниел Драганович, Барановичский государственный университет


Вопрос о правовых актах Президента является довольно интересным. Президент издает акты как подзаконные и направленные на исполнение законов, так и акты, имеющие силу закона.

Конституцией предусмотрены следующие виды правовых актов Президента: 

1) декреты, 

2) указы,

3) распоряжения [2, с. 54].

Декреты являются актами нормативного правового характера (понятие нормативного правового акта дано в Законе о нормативных правовых актах — они имеют общеобязательный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц, не исчерпываются однократным применением, принимаются в установленном порядке компетентным субъектом) [1, c. 99].

Декрет Президента Республики Беларусь — нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений [3].

Обычно Президент реализует свои полномочия (ст. 84 Конституции и др.) посредством издания указов и распоряжений, а Парламент — путем издания законов и постановлений. В том случае, когда Президент издает акт по вопросам, которые в обычной ситуации должны регулироваться законом, он облекает свое решение в форму декрета, то есть он «играет» на правовом поле Парламента.

Декреты могут быть двух видов:

1) издаваемые в порядке делегирования Парламентом на какое-то время своих полномочий Президенту. Согласно ч. 1 ст. 101 Конституции палаты Парламента законом, принятым большинством голосов от полного состава, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона; этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декрета. Максимальный срок нигде не определен. Можно предположить, что он не может быть более остающегося максимального срока полномочий работы палат Парламента. Однако этот вопрос в настоящее время не решен, и практика развивается в ином русле. Поэтому можно исходить из того, что и для Парламента, и для Президента сложившийся порядок приемлем. В части 2 указанной статьи определен круг вопросов, по которым не допускается делегирование законодательных полномочий (нельзя делегировать право изменять и дополнять Конституцию, ее толковать, утверждать республиканский бюджет и т. п.).;

2) временные декреты. Декреты, издаваемые в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции в силу особой необходимости Президентом по своей инициативе либо предложению Правительства (в последнем случае они скрепляются также подписью Премьер-министра, однако таких случаев в практике еще не было). В трехдневный срок временные декреты представляются для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем—Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат (в зарубежной практике обычно декреты, издаваемые Президентом, иногда и Правительством, сохраняют силу, если получили поддержку большинства). Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены [1, c. 99-100].

Указы могут быть как нормативного правового характера, так и правоприменительного. Например, положение, которым регулируется порядок прохождения службы в органах прокуратуры, утверждено указом, который является с учетом содержания положения нормативным актом, а указ о награждении какого-либо гражданина государственной наградой — правоприменительным.

Законы, декреты и указы, издаваемые Президентом для реализации полномочий, прямо предусмотренных в Конституции, равны по юридической силе (ст. 137 Конституции) и относятся к законодательным актам. Некоторые указы могут издаваться на основе полномочий, предусмотренных законом [1, с. 100].

Распоряжения Президента по общему правилу являются актами правоприменительного характера.

В практике последних лет имеет место издание Президентом директив. Их издано уже четыре. Ранее директивы издавались как самостоятельные акты (лишь одна утверждена указом). Законом о нормативных правовых актах установлено, что директивы утверждаются указами, которые являются актами программного характера (можно предположить, что они находятся на одной ступеньке правовой лестницы, что и программные законы (ст. 104 Конституции). Вместе с тем было бы полезно определить их соотношение, имея в виду, что программные законы прямо указаны в Конституции, кроме того, к их принятию причастен Президент не только на стадии осуществления по его поручению подготовки проектов законов, но и их подписания).

К тому же, ни Конституция, ни Закон «О Президенте» не содержат упоминания о директивах Президента. Только Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» содержит упоминание и понятие директивы.

По нашему мнению, было бы целесообразным закрепить такой правовой акт как директива в законодательстве о Президенте, поскольку все остальные акты Президента (декрет, указ, распоряжение) закреплены в Конституции и  Законе «О Президенте Республики Беларусь». Данная мера позволить полностью отразить весь спектр правовых актов, которые может издавать Президент.




Литература:

1. Василевич, Г.А. Конституционное право : учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.

2. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 ноября 2004 г.) – Минск : Беларусь, 2007. – 104 с.

3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-З (с последующими изм. и доп.) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

______________________________

Научный руководитель – Печёнова Жанна Сергеевна, преподаватель



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Сonferences

Conference 2024

Conference 2023

Conference 2022

Conference 2021

Conference 2020

Conference 2019

Conference 2018

Conference 2017

Conference 2016

Conference 2015

Conference 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота