ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА - Scientific conference

Congratulation from Internet Conference!

Hello

Рік заснування видання - 2014

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

14.05.2019 13:24

[Section 1. Economy, organization and administration of enterprises, branches and complexes]

Author: Нарзиев Санжарбек Аскарович, студент 1 курса, факультет международной торговли и права, специальность Международная экономика, Киевский национальный торгово-экономический университет


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы международно – правового регулирования экономических отношений. Внимание автора акцентируется на деятельности международных организаций в сфере торговли, основной задачей которых является развитие процессов интеграции международных экономических правовых отношений, основанных на уважении и соблюдении прав и свобод человека. История международных правовых отношений демонстрирует перманентность взаимодействия различных социальных групп в политической, экономической, культурной, и других сферах, осуществляя обмен между государствами и гражданами, которые в свою очередь заинтересованы в том, чтобы все процессы, выходящие за рамки государственных границ, сотрудничество и споры осуществлялись по определенным правилам. Особую важность в решении данных проблем приобретает регулирование международных экономических отношений, что связано с ростом взаимосвязей и взаимозависимости различных правовых институтов современного мира, обострением глобальных вызовов человеческой цивилизации.

Ключевые слова: международные экономические отношения, правовое регулирование, регулирование экономических отношений, Международная торговая палата, ООН, международное частное право, ЮНИСТРАЛ, международная торговля.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследования составляют труды таких специалистов в области международной экономики и международного права, как О. Н. Толочко [1], С. А. Микоян [2], И. Д. Иванов [3], В. Студенцов [4], Е. А. Бабина [5].

Изложение основного материала. Международное экономическое сотрудничество – понятие достаточно широкое и оно охватывает все международные отношения, то есть как властного характера, так и невластного характера, и, соответственно, правовое регулирование этих международных экономических сотрудничеств идет достаточно сложно. Первый вопрос, который мы будем рассматривать в этой теме, это -

Система правового регулирования международных экономических отношений.

Международные экономические отношения регулируются, в первую очередь, принципами, то есть имеются определенные принципы, специальные принципы международного права, которые регулируют эти международные экономические отношения. Они определенным образом сформулированы в международных актах.

Первый из них – это Хартия экономических прав и обязанностей государств, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году. В этой Хартии с самого начала сформулированы принципы, которыми обязаны руководствоваться в экономических отношениях. 

Первый принцип – взаимная и справедливая выгода. То есть экономические отношения должны вестись таким образом, чтобы они были взаимно выгодны и, вероятно, поэтому справедливы, и справедливо будет только то, что выгодно. Если не выгодно, значит не может быть и каких-то экономических отношений, на невыгодных условиях они не строятся.

Следующий принцип – отсутствие стремления к гегемонии и сферам влияния. Данный принцип можно понимать, как что-то направленное в будущее, то, чего нет на самом деле. Наверное, это то, к чему государства должны стремиться, потому что этот принцип практически ничем не подкреплен. Ведь на сегодняшний день никто не стесняется заявлять: это же наша сфера влияния. И мы заявляем такие же вещи: это наша сфера влияния, это сфера наших интересов.

Следующий принцип – содействие международной социальной справедливости, то есть в экономических отношениях должна быть социальная справедливость. Что это означает? Равенство вроде бы провозглашено, но это равенство юридическое. А тут речь идет о социальной справедливости. Что означает социальная справедливость? У всех должны быть равные условия, не должно быть богатых и бедных. Разве это возможно? Это же практически невозможно и этого никогда не было и никогда не будет. Вероятно, речь идет о том, что должны стремиться к тому, чтобы не было уж очень больших различий между государствами. По данным ООН более 60% мировых богатств сосредоточено у 1% населения Земли или же 10% населения Земли живет в достатке, а 90% живет в нищете, то есть ниже прожиточного минимума и даже намного ниже. Есть государства совсем бедные, самое бедное – Афганистан, беднее ни одного нет. Все страны находятся на различном уровне в этом отношении. 

Следующий принцип – международное сотрудничество в целях развития. Я думаю, это более реальная вещь. Я думаю, что это не принцип, направленный в будущее, а реально существующий принцип, потому что очень многие международные организации принимали соответствующие акты, которые говорят о сотрудничестве в целях развития и формулируют даже не так, как здесь в экономических отношениях в этой Хартии сформулировано, а более широко, как принцип права на развитие. Это принцип, который тесно связан с правами человека, потому что считают, что каждая личность имеет право на развитие.

Следующий принцип – свободный доступ к морю и из него для стран, не имеющих выхода к морю, в рамках вышеуказанных принципов. Этот принцип не новый, он сформулирован как один из принципов международного морского права – свободный доступ к морю, закреплен в Конвенции ООН по морскому праву, то есть он давно известен в международных отношениях. Но в данном случае речь идет об экономических отношениях и данный принцип имеет не только какие-то политические аспекты, не только имеет значение для возможности государства иметь морской флот, военно-морской, но и вообще возможность для внутриконтинентальных государств иметь доступ к морю и пользоваться пространствами морей и океанов. Он означает, что когда внутриконтинентальное государство обращается с просьбой для предоставления возможности пользоваться, скажем, портами, заходить в них, если они просят предоставить им какие-то складские помещения или постоянные причалы, то государства должны относиться к этому с понимаем и предоставлять такую возможность.

Международные экономические сотрудничества регулируются не только принципами, а основным регулятором являются международные договоры. Международные договоры по экономическим вопросам заключаются на всемирном, региональном и двустороннем уровне. На всемирном уровне какие есть международные договоры по экономическим вопросам? Скажем, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Такая конвенция универсальная была заключена в 1980 году. Есть Конвенция о единообразном законе о простых и переводных векселях, принятая в 1930 году, то есть достаточно старая. Имеются многосторонние договоры по сахару, по хлопку, по кофе и много других. Конвенция о международном финансовом лизинге, Конвенция о международном факторинге, есть Конвенция об единообразном законе о чеках - это всё конвенции, которые заключены на универсальном уровне.

В системе правового регулирования международных экономических отношений очень большую роль играют международные организации, причем это будут различные организации. Если говорить о межгосударственных организациях, то это организации и общей компетенции, например, такие как ООН. При ООН имеется комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Специальными экономическими вопросами в этой организации общей компетенции занимается экономический и социальный совет. ООН имеет специальные экономические комиссии для отдельных регионов (для Африки, Азии, Европы, Латинской Америки), которые занимаются именно всякими экономическими вопросами. Но это касается организаций с общей компетенцией. Этими же вопросами занимается организация американских государств (тоже организация общей компетенции, региональная) или организация арабских государств, африканские организации и различные другие. 

Не только международные межгосударственные организации занимаются этими вопросами. Очень большую роль в области экономики играют международные неправительственные организации (МНПО). Трудно назвать какую-то область экономики (или сырья, или какого-то товара), по которой не было бы создано МНПО. Их на сегодняшний день насчитывают огромное количество. Иногда говорят, что их 10 тысяч, но вообще-то статистики точной нет, сколько этих МНПО в мире существует. Но некоторые из них малоизвестны, а некоторые действуют на всемирном уровне и играют огромную роль в регулировании экономических отношений.

Среди этих организаций в первую очередь следует назвать Международную торговую палату (МТП). МТП приняла огромное количество документов, которые регулируют самые различные экономические отношения. Например, она приняла всем известный документ под названием Инкотерм – Сборник международных коммерческих терминов, который широко используется в международной торговле и является как бы унифицированным актом для международных обычаев, собранных в этом документе. Они приняли унифицированные правила для документарных аккредитивов, унифицированные правила по инкассо, то есть международные расчетные отношения регулируют. И трудно даже перечислить, сколько всевозможных актов приняла МТП.

Есть и другие международные организации неправительственные, которые работают в области международной торговли и занимаются даже практической деятельностью, то есть не только выпускают какие-то документы и рекомендации, но занимаются и какой-то практической деятельностью.

Таким образом, когда мы говорим об общей системе правового регулирования экономических отношений, то мы должны сделать вывод, что международные экономические отношения регулируются на уровне международного публичного и международного частного права. В регулировании этих отношений принимают участие государства, международные межгосударственные организации, международные неправительственные организации. Регулирование осуществляется в различных формах: в форме заключения договоров, в форме принятия актов международных организаций. Регулирование довольно активное и обширное ведется при помощи международного обычая. В международных экономических отношениях обычай играет гораздо бульшую роль, чем в других областях правового регулирования и в других областях сотрудничества государств. Именно в экономических отношениях очень много соответствующих правил, которые никак не оформлены и которые просто используются в практике государств.

Выводы. Важнейшая сфера унификации и гармонизации национальных и межгосударственных правовых отношений осложняется отсутствием «наднационального» законодательства, оставляя возможность их регулирования, прежде всего, на уровне соглашений государств с учетом специфики их особенностей каждых правовых систем каждых участников торговых отношений.

В данном смысле, использование этнометодологических опыта и практик в познании содержания международных правовых, экономических, культурных и др. отношений, позволит ученым – теоретикам и специалистам в области международного права обосновывать систему мер, позволяющую избегать большинства спорных и конфликтных ситуаций.

Проблемы «правового отчуждения», которые обусловлены не только разногласиями национальных законодательств, но и другими политическими, социально – экономическими и культурными разногласиями, изучаемые современной общеправовой теорией маргинальности, должны учитываться всеми членами международных частно – правовых отношений. Добросовестная конкуренция в торговле должна препятствовать оставлению в маргинальном (отчужденном) положении одни организации (государства) и предоставлять доминирующее место другим [4, 9]. Исследование каузальной природы маргинального поведения, деформационные механизмы маргинального правосознания и многое другое, изучаемое данной теорией, должно способствовать предупреждению совершения различных правонарушений, в том числе преступлений, [5] в сфере международных экономических отношений.

Таким образом, вопросы правового регулирования международных экономических отношений представляют собой одну из самых актуальных сфер изучения как общей теорией права, так и международным правом в целом. От успешности доктринальных исследований во многом зависит развитие экономик стран, выстраивающих международное сотрудничество на правовой основе.

Литература:

1. Дралин А.И., Михнево С. Международные экономические  отношения: учебное пособие. Изд. Второй, перераб. и доп. -  Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. 

2. Международные экономические отношения. Учебное  пособие для вузов. / Под ред. В.Е. Рыбалкина, - М.: ИНФРА- М, 1999 ..

3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические  отношения Учебное пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 ..

4. Международные экономические отношения / Под ред.  Евдокимова А.И. - М.: ТК Велби, 2003.

5. Международные экономические отношения / Под ред.  Ливенцева М.М. - М.: РОССПЭН, 2002.

6. Булатова А.С., Ливенцева Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб. / МГИМО (университет) МИД России; — Изд. с обновл. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 

7. Лазарев В. В. Теория государства и права: учебник 4-е изд.,- М.: Издательство Юрайт, 2011. 

8. Степаненко Р.Ф. Проблемы правопонимания в исследовательских практиках общеправовой теории маргинальности: опыт методологии междисциплинарности. Право и государство: теория и практика. 2015. №6 (126). 

9. Степаненко Р.Ф. Общеправовая теория маргинальности о проблеме правового регулирования социально – экономических отношений. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. № 4. 

10. Хасбулатова Р. И. Международная торговля: учебник для бакалавриата и магистратуры — М.: Издательство Юрайт, 2014. 



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Сonferences

Conference 2024

Conference 2023

Conference 2022

Conference 2021

Conference 2020

Conference 2019

Conference 2018

Conference 2017

Conference 2016

Conference 2015

Conference 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота