НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ ИЛИ ФИНАСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ УКРАИНЫ И РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА - Scientific conference

Congratulation from Internet Conference!

Hello

Рік заснування видання - 2014

НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ ИЛИ ФИНАСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ УКРАИНЫ И РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

11.11.2016 15:04

[Section 4. Criminal law. Criminal judicial law. Criminalistics. Criminology. Criminal executive law. Court organisation. Law enforcement agencies, public prosecutor’s and public defender’s offices]

Author: Стати Виталий Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент Департамента уголовного права Государственного университета Молдовы (г. Кишинев)


8 ноября 1990 г. было начато подписание Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности [1] (далее – Конвенции) странами-членами Совета Европы, ее ратификация. Ратифицировав Конвенцию 26 января 1998 г. и, соответственно, 30 мая 2002 г., Украина и Республика Молдова обязались перед международным сообществом принять законодательные и другие необходимые меры для создания всеобъемлющего национального регулятивного, надзорного или мониторингового режима предотвращения отмывания денежных средств.

Вследствие этого, Уголовный кодекс Украины [2] (далее – УКУ) был дополнен ст. 2091 «Умышленное нарушение требований законодательства о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма». Данная статья устанавливает ответственность за: умышленное непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации о финансовых операциях, которые в соответствии с законом подлежат финансовому мониторингу, специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти со специальным статусом по вопросам финансового мониторинга, если такие действия причинили существенный вред охраняемым законом правам, свободам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических лиц (часть 1); разглашение в любом виде информации, которая в соответствии с законом предоставляется специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти со специальным статусом по вопросам финансового мониторинга, лицом, которому эта информация стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, если такие действия причинили существенный вред охраняемым законом правам, свободам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических лиц (часть 2).

Н. О. Гуторова считает, что общественная опасность умышленного нарушения требований законодательства о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, заключается в том, что совершение предусмотренного ч. 1 ст. 209 УКУ деяния создает условия для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, препятствуя ее выявлению специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга, а совершение деяния, предусмотренного ч. 2 этой статьи, может причинить вред отношениям в сфере охраны коммерческой и банковской тайны [3, с. 620].

В Уголовном кодексе Республики Молдова [4] отсутствует аналогичная статья. Наиболее близкими по содержанию являются положения некоторых норм Кодекса о правонарушениях Республики Молдова [5] (далее – КП РМ).

Так, ст. 2915 КП РМ предусматривает ответственность за неинформирование отчетными единицами о сомнительной деятельности или операциях, подпадающих под действие законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, выражающееся в: 1) неинформировании в установленные сроки Службы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег о любой находящейся в процессе подготовки, совершения или уже совершенной деятельности или операциях, в отношении которых имеется подозрение в отмывании денег и финансировании терроризмa; 2) неинформировании в установленные сроки Службы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег о деятельности или операциях, осуществленных с наличностью посредством одной операции на сумму не менее 100 тысяч леев (или эквивалентную сумму) либо посредством нескольких операций наличными, которые могут быть взаимосвязанными; 3) неинформировании в установленные сроки Службы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег о деятельности или операциях, осуществленных путем перечисления одной операцией суммы, эквивалентной или превышающей 500 тысяч леев; 4) неинформировании Таможенной службой в установленные сроки или информировании в порядке, не соответствующем требованиям законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, Службы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег обо всех данных, касающихся валютных ценностей (за исключением карточек), декларируемых физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством, а также о  сведениях, касающихся выявленных случаев незаконного ввоза в страну и/или вывоза из страны валютных ценностей (за исключением  карточек); 5) незаполнении или заполнении в порядке, не соответствующем требованиям законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, специального формуляра, содержащего данные о деятельности или операциях, подпадающих под действие законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В свою очередь, ч. (1) ст. 2916 КП РМ устанавливает ответственность за разглашение отчетными единицами или их работниками физическим или юридическим лицам,  совершающим операцию или деятельность, либо третьим лицам факта передачи сведений Службе по предупреждению и борьбе с отмыванием денег.

Сравнительный анализ вышеобозначенных положений украинского и молдавского законодательства позволяет нам выявить следующие отличия:

1) по мнению О. И. Перепелицы, В. М. Киричко и В. Я. Тация, предметом преступлений, указанных в ст. 2091 УКУ являются: 1) информация о финансовых операциях, которые подлежат внутреннему или обязательному финансовому мониторингу, подаваемого специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга; 2) заведомо недостоверная информация о таких операциях [6, с. 219]. Касательно заведомо недостоверной информации об операциях, подпадающих под действие законодательства о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, она не признается предметом деяний, предусмотренных ст. 2915 и ч. (1) ст. 2916 КП РМ. В случае предоставления такой недостоверной информации, может быть применена диспозиция ч. (1) ст. 3521 УК РМ, которая устанавливает ответственность за не соответствующие действительности заявления в декларациях, представленные компетентному органу в целях производства правовых последствий для себя или третьего лица в случае, когда согласно закону или обстоятельствам декларация служит основанием для производства этих последствий;

2) обязательным условием для применения ст. 2091 УКУ является причинение существенного вреда охраняемым законом правам, свободам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических лиц. При отсутствии такого условия становится применимой ч. 1 или ч. 3 ст. 1669 Кодекса Украины об административных правонарушениях [7] («Нарушение законодательства о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»). Что касается деяний, указанных в ст. 2915 и ч. (1) ст. 2916 КП РМ, то они являются формальными. Данные нормы применяются, даже если последствия таких деяний выражаются в существенном вреде охраняемым законом правам, свободам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических лиц;

3) Н. О. Гуторова утверждает, что субъектами преступлений, предусмотренных ст. 2091 УКУ, могут быть: должностные лица субъектов первичного финансового мониторинга, ответственные за предоставление информации о финансовых операциях, в том числе и лица, назначенные согласно ст. 5 Закона Украины от 14 октября 2014 г. «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [8] (далее – Закона Украины от 14 октября 2014 г.) ответственными за проведение внутреннего финансового мониторинга, а также другие лица, служебными обязанностями которых охватывается проведение идентификации лиц, осуществляющих финансовые операции, и предоставление в предусмотренных Законом Украины от 14 октября 2014 г. случаях соответствующей информации в отношении этих лиц и совершенных ими операций (часть 1); лица, которым информация, предоставляемая специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга, стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. Такими лицами могут быть сотрудники органов первичного финансового мониторинга, а также специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга (часть 2) [3, с. 623, 624].

Для сравнения, субъектами деяний, указанных в ст. 2915 и ч. (1) ст. 2916 КП РМ, признаются отчетные единицы или их работники. Перечень таких единиц приводится в ч. (1) ст. 4 Закона Республики Молдова от 26 июля 2007 г. «О предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма» [9]. Во многом этот перечень схож со списком субъектов первичного финансового мониторинга, указанным в ч. 2 ст. 5 Закона Украины от 14 октября 2014 г.;

4) исходя из положений ст. 963 УКУ, юридическое лицо не может быть субъектом преступлений, предусмотренных ст. 2091 УКУ. В то же время, в соответствии с ч. (2) ст. 17 КП РМ, юридическое лицо несет ответственность за правонарушение в случае, если материальная норма, содержащаяся в особенной части книги первой, прямо предусматривает его наказание. В связи с этим отметим, что в санкциях ст. 2915 и ч. (1) ст. 2916 КП РМ указаны наказания для юридических лиц в виде штрафа или лишения права осуществлять определенную деятельность.




Литература:

1. Convention on Laundering, Search, Seizure and Confiscation of the Proceeds from Crime. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: 

http://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/141

2. Кримінальний кодекс України // Відомості Верховної Ради України. – 2001. – № 25-26

3. Кримінальний кодекс України: Науково-практичний коментар / За заг. ред. В. В.  Сташиса, В. Я. Тація.  – Київ: Ін Юре, 2003. – 1196 с.

4. Codul penal al Republicii Moldova // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. – 2002. – nr. 128-129.

5. Codul contravențional al Republicii Moldova // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. – 2009. – nr. 3-6.

6. Кримінальне право України: Особлива частина / За ред. В. В. Сташиса, В. Я. Тація. – Харків: Право, 2010. – 608 с.

7. Кодекс України про адміністративні правопорушення // Відомості Верховної Ради Української РСР. – 1984. – додаток до № 51.

8. Закон України про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення // Відомості Верховної Ради. – 2014. – № 50-51.

9. Legea cu privire la prevenirea şi combaterea spălării banilor şi finanţării terorismului, nr. 190 din 26.07.2007  // Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2007.



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Сonferences

Conference 2024

Conference 2023

Conference 2022

Conference 2021

Conference 2020

Conference 2019

Conference 2018

Conference 2017

Conference 2016

Conference 2015

Conference 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота