РЕГУЛЯЦИЯ УКРАИНСКОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА - КЛЮЧ К ЕВРОИНТЕГРАЦИИ - Наукові конференції

Вас вітає Інтернет конференція!

Вітаємо на нашому сайті

Рік заснування видання - 2014

РЕГУЛЯЦИЯ УКРАИНСКОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА - КЛЮЧ К ЕВРОИНТЕГРАЦИИ

26.06.2017 20:38

[Секція 6. Банківська справа. Гроші, фінанси і кредит]

Автор: Абубакар Муми, аспирант, ВНЗ «Университет экономики и права «КРОК», г. Киев, Украина


Актуальность. В современных условиях банковский бизнес Украины является одним из каналов, через которые осуществляется государственное регулирование экономики страны в целом. Поэтому обеспечение стабильности банковского бизнеса является первоочередной задачей органов государственной власти, которая достигается при условии четкого определения задачи банковского регулирования органами банковского надзора. Так, именно правильно поставленные задачи и разработанная регулирующая политика государства обеспечит стабильное функционирование банковского бизнеса, эффективное развитие национальной экономики и повышение рейтингов украинских банков на мировых финансовых рынках. Все это, в свою очередь, будет иметь положительное влияние на движение Украины к евроинтеграции.

Цель исследования. Выяснение сути регуляции банковского бизнеса Украины, ее задач и форм осуществления является целью данного исследования.

Результаты исследования. Для раскрытия сущности банковской регуляции необходимо проанализировать ее составляющие: субъект, объект, цели, задачи и методы.

Регуляция банковского бизнеса является одним из основных направлений деятельности Национального банка Украины. Согласно статье 1 Закона Украины "О Национальном банке Украины" от 20.05.1999 г., "Банковское регулирование" заключается в создании системы норм, которые регулируют деятельность банков, определяют общие принципы банковской деятельности, порядок осуществления банковского надзора, ответственность за нарушение банковского законодательства [2]. Путем введения в действие соответствующих нормативно-правовых актов государство влияет на деятельность коммерческих и государственных банков.

Система банковского регулирования имеет иерархическую структуру и функционирует как единый механизм в составе центрального аппарата и региональных управлений НБУ. Структура системы банковского регулирования и надзора на уровне Национального банка Украины представлена следующими структурными единицами: генеральный департамент банковского надзора; департамент контроля, методологии и лицензирования валютных операций; департамент нормативно-методологического обеспечения банковского регулирования и надзора; департамент регистрации, лицензирования и реорганизации банков; департамент финансового мониторинга [3].

На уровне регионального управления НБУ система банковского надзора представлена Комиссией по вопросам надзора и регулирования деятельности банков при территориальном управлении и соответствующими подразделениями.

Главной целью банковской регуляции является обеспечение стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Именно достижение цели позволит украинской экономике развиваться более динамично, поскольку банковский бизнес - это вид экономических отношений, который зависит от развития экономических процессов в стране, и в то же время может влиять на них. Поэтому государство должно оперативно реагировать на рыночные события, быть готовыми пересматривать политику регуляции с учетом новых изменений и тенденций на рынке.

Характер влияния НБУ на банки и другие финансово-кредитные учреждения отражают административные и индикативные формы банковского регулирования указанные в статье 66 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" [1]. Административные - это методы прямого управления со стороны государства на банковскую систему, которые обеспечивают эффективное ее функционирование преимущественно с помощью нормативно-правовых актов НБУ. Индикативные методы включают в себя инструменты денежно-кредитной политики, которые влияют на денежное предложение в стране и обеспечивают стабильность национальной денежной единицы. С помощью данных методов государство в лице Национального банка Украины для достижения конечной цели решает следующие общепризнанные задачи банковской регуляции:

- обеспечение стабильности и надежности банковской системы;

- защита интересов вкладчиков;

- поддержание достаточного уровня стандартизации и профессионализма в банковской сфере;

- обеспечение прозрачности политики и деятельности банковского сектора в целом и каждого банка в отдельности;

- создание конкурентной среды в банковском секторе.

Система регуляции банковского бизнеса в Украине является совокупностью отдельных элементов (Национального банка Украины и банков второго уровня банковской системы), характеризуется соответствующими формами проявления, имеет цель, функции, а также очерчен круг задач, обусловливающих ее функционирования в правовом поле Украины.

Необходимость вмешательства государства в регуляцию банковского бизнеса объясняется невозможностью с помощью рыночного механизма преодолеть проблемы в банковском секторе, а также значимостью деятельности банков для развития национальной экономики и выхода Украины в европейское финансовое пространство. На сегодняшний день именно банковская регуляция является неотъемлемой составляющей государственной политики по евроинтеграции.

Евроинтеграционные изменения коснулись развития банковской системы, которая является системообразующим звеном финансово-кредитного рынка. Суть этих изменений проявляется в необходимости имплементации норм банковского законодательства, действующих в ЕС, и европейских методов ведения банковского бизнеса в отечественную практику. 

Путями к преодолению отставания в развитии банковской системы Украины от европейских стран должны стать повышение эффективности ее работы, имплементация европейских норм регулирования деятельности, повышение уровня конкурентоспособности отечественных банков, облегчение их доступа к рынку европейских кредитных ресурсов.

На пути процессов европейской интеграции Украины возникает ряд ограничений, связанных с депрессивными тенденциями в отечественной экономической системе, проблемами и рисками банковского сектора Украины. Среди проблем банковской системы следует отметить: значительные непогашенные внешние обязательства и зависимость платежного баланса показателей реструктуризации долгов банков; низкую доходность и неоптимальную структуру расходов отечественных банков; значительную долю проблемных кредитов и большие отчисления в резервы; несовершенный риск-менеджмент; слишком высокую стоимость привлеченных ресурсов за недостаточного объема внутренних сбережений для кредитования модернизации отечественной экономики в условиях масштабного экспорта капитала; узкий круг надежных и кредитоспособных заемщиков; неблагоприятные условия конкуренции за доминирование банков с иностранным капиталом в наиболее прибыльных сегментах банковских услуг; ограниченность внутренних источников капитализации банков [5].

Проведение преобразований в банковской системе Украины будет способствовать ускорению темпов европейской интеграции, налаживанию более тесного международного экономического сотрудничества и повышению конкурентоспособности отечественных банков на рынке банковских услуг, позволит сбалансировать интересы банков и клиентов. Вместе это позволяет определить путь к интеграции банковской системы Украины в европейское финансовое пространство.

Последствия евроинтеграции банковской системы должны отвечать стратегическому приоритету финансовой политики Украины - обеспечению стабильности банковской системы. Антикризисная и антициклическая направленность новаций Базель-III дает основания утверждать, что имплементация Украиной этих правил будет способствовать: обеспечению эффективного и надлежащего защиты инвесторов и улучшению инвестиционного климата, активизации движения инвестиционного капитала через границы Украины; стабильности и надежности банковской системы; совершенствованию нормативно-правовой базы для осуществления надзора на консолидированной основе за финансовыми группами, в состав которых входят банки; повышению качества корпоративного управления, систем риск-менеджмента и внутреннего контроля в банках; обеспечению целостности финансовой системы, является условием эффективного сотрудничества ее субъектов [5].

Этапами интеграции банковской системы Украины к европейскому финансовому пространства является одновременное повышение эффективности работы банковской системы и приведение денежно-кредитной политики в соответствие с европейскими стандартами. На следующем этапе целесообразно реализовывать мероприятия по повышению конкурентоспособности банковской системы (повышение уровня капитализации, совершенствование ее организационной структуры и функционального направления). Далее целесообразно привести украинское банковское законодательство в полное соответствие с нормами ЕС.

Выводы. Интеграционные процессы в Европе создали качественно новые условия для деятельности банков. Экономическая интеграция усилила концентрацию и централизацию банковского капитала. Она стимулировала интернационализацию банковской деятельности, расширение связей между европейскими банковскими системами, что привело к необходимости установления единых норм деятельности банков.




Список использованных источников:

1. ЗУ "О банках и банковской деятельности". - От 07.12.2000 №2121-III. 

2. ЗУ "О Национальном банке Украины ". - От 20.05.1999 № 679-XIV. 

3. Организационная структура НБУ: Http://www.bank.gov.ua/NBU/strNBU.pdf.

4.Мордань Е.Ю. Особенности современного состояния государственного регулирования банковской деятельности. / Е.Ю. Мордань // Lviv Polytechnic National University Institutional Repository: http://ena.lp.edu.ua.

5. По интеграции банковской системы Украины к банковской системе Европейского Союза: Аналитическая записка. Национальный институт стратегических исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.niss.gov.ua/articles/777/.

______________________________

Научный руководитель: Рокоча B.B Доктор экономических наук, профессор

Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Конференції

Конференції 2024

Конференції 2023

Конференції 2022

Конференції 2021

Конференції 2020

Конференції 2019

Конференції 2018

Конференції 2017

Конференції 2016

Конференції 2015

Конференції 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота